Май
2
2013

Интервью с экспертом РКФ Сенашенко Е.

Екатерина СЕНАШЕНКО: «Стараюсь замечать интересное в мелочах…»

 

У нас в гостях Екатерина Сенашенко — эксперт РКФ, вице-президент НКП «Эрдельтерьер», владелец питомника «Константа Росс», автор книг «Терьеры  в России», «Эрдельтерьер», «Мопс» (в соавторстве с Л.Ковадло), «Ризеншнауцер» (в соавторстве с Т.Филипповой), «Как правильно купить собаку?» (в соавторстве с Т.Филлиповой), редактор альманахов «Терьер сегодня», «Эрдельтерьер», редактор книг  «Мой любимый далматин» И. Петраковой, «Пекинес» Л.Ковадло и Е.Кудрявцевой, «Собачья жизнь со всеми удобствами» В.Беленького и Е.Мычко, «Ротвейлер без проблем» С. Успенской, «Американский стаффордширский терьер»  С.Шоменова, «Собака без проблем» В.Гриценко, «Экстерьер собаки и его оценка» Е.Л. Ерусалимского.

 

— Екатерина Васильевна, Вы являетесь автором популярных книг и статей о терьерах, из которых  и новички, и специалисты-породники всегда узнают что-то новое, эксклюзивное. Если не секрет, где Вы берете такую интересную информацию?

— Найти интересную тему для статьи, а тем более для книги — непростое дело. Для того, чтобы статья получилась действительно увлекательной, ее предмет должен меня по-настоящему заинтересовать. Это может быть необычная поездка, любимая порода собак, злободневные проблемы «собачьей» жизни. Если мне интересно писать, то и читателю будет интересно прочитать то, что получилось.

Это может показаться странным, но интересно излагать события на бумаге мне помогает физико-математическое образование: желание докопаться до сути, логическое построение текста, подход к решению поставленного самой себе вопроса с альтернативных точек зрения.

А еще я стараюсь замечать интересное в мелочах, принимать во внимание разные мнения окружающих и иметь, само собой, собственную позицию.

 

—  Как создавалась любимая многими терьеристами книга «Терьеры в России», планируется ли ее обновленное издание?

— Она создавалась настолько непросто, что, вероятно, я бы не решилась встать на этот путь, если бы представляла все подводные камни, ожидающие меня. Мне бы очень хотелось многое сделать по-другому, если бы было возможно переиздание. На сегодняшний день создание любой книги — это не только работа автора, но и деньги, которые необходимо вложить в проект. А денег нужно столь немало, что я на сегодня не представляю, чтобы переиздание «Терьеров в России» стало возможно.

Но небольшое  продолжение этой книги все же есть. Это альманах «Терьер сегодня», в котором владельцы ведущих питомников терьеров рассказывают о своей работе. Кроме того, в его создании принимают участие авторы-терьеристы, рассказывающие о своих любых породах и их конкретных проблемах. Альманах пользуется большой популярностью. Он является универсальным справочником-путеводителем в мире терьеров, в нем есть множество адресов и телефонов заводчиков терьеров.

 

— Каковы Ваши дальнейшие планы  издательской деятельности?

— Я не задумываю сейчас грандиозных работ. Если какая-то тема увлекает, то я пишу статью. Некоторые из них публикуются в журнале «Друг», некоторые у вас, в «Терра Терьера», и в других изданиях.

Книжка — как ребенок. Она, пока ее вынянчишь, умеет взять автора-родителя в плен, подчинить себе, заставить больше ни о чем не думать, забросить все дела. Ради того, чтобы она «вышла в свет», автор готов идти на большие жертвы, и чем грандиознее замысел, тем прочнее путы. При этом книга — капризное и неблагодарное создание и не всегда радует своими успехами.

Я устала жить в плену у собственных идей и планов. Но в настоящее время  я с удовольствием работаю редактором, помогая «родиться» книгам, чьи авторы сумели обеспечить свои детища должной финансовой поддержкой. Ведь для книги о собаках обязательно нужны рисунки, фотографии, красивое оформление, умная обложка, качественная печать. Придумать «стильную одежку» для рукописи и все это и воплотить в жизнь — моя работа.  Сейчас к печати готовится новая книга Е.Л. Ерусалимского «Экстерьер собаки и его оценка», в создание которой я вложила немало сил и времени.

 

— Думаю, не ошибусь, если предположу, что Ваша любимая порода — эрдельтерьер. Не могли бы Вы определить тенденции, характерные для развития породы в России за последние несколько лет. Что радует, что беспокоит?

— Если вспомнить ринги эрдельтерьеров 5-7 летней давности (это как раз то время, когда создавался Национальный Клуб Породы), то первое, что можно с уверенностью сказать: на рингах стало гораздо меньше старотипных (растянутых, прямоплечих, со скошенным крупом и спрямленными задними конечностями)  собак. Эрдели, в своей основной  массе,  стали более современными, более компактными, улучшились углы плечелопаточного сочленения, стали выше постав шеи и выход хвоста. Практически исчезли с рингов и из разведения «лохмачи».

Российские эрдели на сегодняшний день конкурентноспособны на самых престижных международных выставках. По отзывам многих экспертов из других стран, в том числе с родины породы — Англии, наши российские эрдельтерьеры — одни из лучших в мире. Это подтверждается также частыми победами эрделей в группе терьеров и на «Best-in-show». И этим порода, конечно, обязана своим заводчикам  и  энтузиастам, в том числе и владельцам кобелей, приложившим много усилий для дорогостоящего импорта в Россию классных производителей из лучших питомников мира. Эти кобели привнесли много ценного в породу.

Что же касается пожеланий, то хотелось бы видеть на рингах больше собак с длинным крупом и хорошим толчком задних конечностей.

В последнее время разведенцы много внимания уделяли хорошему наклону лопатки, правильному плечу, высокому выходу шеи. Буквально за несколько лет «фронт» эрдельтерьеров преобразился, но при этом строение крупа, постав бедра, углы и постав задних конечностей пока еще оставляют желать лучшего.

По прежнему, несмотря на повысившееся качество породы в целом, заводчики сетуют на нехватку кобелей. «Не с кем вязать суку» — это можно услышать сейчас от каждого эрделиста. Сами владельцы кобелей не видят для их дочерей подходящих партнеров. Всерьез считаясь с конкурентами на рингах, они все же не признают их годными для «племенного разведения».

Что же касается тенденций, то я бы выделила лишь одну — все большее размежевание питомников. Внутрипородные типы разных питомников эрделей все более различаются между собой. При этом налицо как плюсы, так и минусы этого процесса. В каждом питомнике существуют своих победы и свои проблемы, и при обособлении усиливаются не только положительные качества поголовья, но накапливаются и отрицательные. Конкурентные взаимоотношения настолько непростые, что многие питомники не хотят воспользоваться производителями из «стана конкурентов» даже если он прекрасно подошел бы для их маточного поголовья. Используются при этом для вязок все также «свои» кобели, и проблемы продолжают накапливаться. На сегодняшний день собак наших крупных питомников легко узнать на выставках (об этом говорят все эксперты-кинологи, многие из которых далеки от эрделей), и , увы, это не только благодаря их отменному качеству.

 

— Если говорить об экстерьере эрдельтерьеров: какие моменты, на Ваш взгляд, взгляд породника, являются «пробематичными» для экспертизы? Как Вы, как эксперт, относитесь к этим моментам, что наказываете, что прощаете и почему?

— Уши. С того времени, как эрделисты стали уделять должное внимание своевременной подклейке ушей, последние перестали быть серьезной проблемой в породе. Я не требую от экспонентов абсолютной строгости постава ушей. Главное, чтобы сохранялось породное выражение морды.

Хвосты. Некупированные хвосты только недавно начали становится реальностью для России, что же касается «веселых» хвостов, то пока еще эта проблема «не встала» в породе остро. Лишь иногда встречаются собаки, про которых хотелось бы сказать, что «хвост излишне загнут на спину», да и то «до криминала» не доходит. Для меня важнее правильный постав хвоста, чем отклонения его от «прямизны».

Мягкая шерсть, конечно, нежелательное явление, но в последнее время разведенцы достаточно успешно решают эту проблему.

Светлая шерсть. Вряд ли я открою секрет, если скажу, что многих собак перед выставкой подкрашивают мелками или иными способами. Поэтому, какого в действительности окраса тот или иной пес, можно узнать либо понаслышке, либо придя в гости в «невыставочное» время. Доходит до того, что на ринге по настоящему яркая некрашеная собака выглядит блеклой рядом со своими «профессионально подготовленными» конкурентами. Помочь тут может только целенаправленная селекция, а не «закрашивание» проблемы, но для этого необходимо, чтобы заводчики более серьезно отнеслись к этому.

Движения. Большинство зарубежных экспертов придерживаются мнения, что наши эрдели прекрасно двигаются. Разведенцы и российские эксперты более сдержаны в своих оценках. Что касается моего мнения, то я считаю, что здесь есть над чем работать, причем недостатки движений встречаются совершенно разные  у разных собак. Для меня движения — определяющий тест правильности сложения собаки.

Прямые прикусы сегодня не редкость, но пока еще разведенцы всерьез этим не озаботились. Я не считаю криминальной ситуацию, когда расположение челюстей совершенно нормальное, клыки плотно прилегают друг к другу, но резцы при этом вырастают под большим углом, чем это требуется для соответствия с верхними зубами. Обычно это происходит, если два центральных резца бывают слишком малы, другие резцы, напротив, очень большие, они-то и мешают правильному росту маленьких, выталкивая их вперед. Собаку с такой зубной системой я не штрафую на ринге, в особенности, если при правильном положении клыков лишь два резца стоят «на клещи».

Неполнозубость. Сегодня владельцы питомников эрдельтерьеров по-разному относятся к неполнозубости своих собак. Кто-то смотрит на это «сквозь пальцы», в особенности, если имеет в числе родоначальников питомника собаку, за которой водится этот грех. Иные, наоборот, очень категорично заявляют, что никогда не повяжут неполнозубую собаку, какой бы красивой она не была. Что касается использования таких собак в разведении, то для меня дело тут даже не в том, имеет ли полный набор зубов данная конкретная собака, а в том, насколько этот дефект распространен в данной племенной линии или семействе и насколько можно ожидать неприятностей у щенков от этого производителя. К сожалению, неполнозубость официально нигде не документируется. Узнать о том, что какой-либо эрдель (иногда, это достаточно популярный производитель) не имеют нескольких зубов, можно только по слухам, которые не всегда бывают правдой.

На ринге я обычно не снижаю оценку, если у собаки нет даже 2-3 зубов, но обязательно отмечаю это в описании. Если же нехватка 4 зуба и больше (это бывает очень редко), то оценку собака получает исходя из экстерьера, но титул я не присуждаю.

 

— Терьер, живущий в доме, может быть просто «диванным любимцем», «рыцарем ринга», а может проявить свои способности в качестве спортивной собаки. Чем сейчас занимаются с эрделями в Москве?

— Я «за» дрессировку обеими руками и в любом ее проявлении: ОКД, обидиенс, аджилити и т.д. Ведь выставляем мы собаку, дай бог, 10-20 раз в году, а все остальное время мы с ней просто живем! На мой взгляд, любая собака, независимо от породы, должна быть воспитана, а уж тем более крупный и активный эрдельтерьер!

Конечно, право каждого человека — самостоятельно выбирать себе развлечения, но согласитесь, проводить жизнь в прислуживании собственной собачке, сумевшей стать хозяйкой семьи, малодостойное занятие, тем более, если этот пес нервирует окружающих и причиняет им неудобства. Ведь в наше время особым уважением пользуются именно социально удобные собаки.

Очень жаль, что на последней Национальной выставке эрдельтерьеров рабочий класс был самым малочисленным (1 собака у кобелей и 4 у сук). А ведь в этом классе также присуждаются титулы КЧК и СС.

И мне очень приятно, что многие из собак нашего питомника имеют дипломы по ОКД, ЗКС, IPO, кровяному следу. Они — не собаки для дивана и не рафинированные собаки только для шоу. Это темпераментные, нарядные  эрдельтерьеры современного типа, которые радуют своих владельцев не только выставочными успехами, но понятливостью, управляемостью, умением защитить.

Меня вообще беспокоит падение популярности породы в связи с изменением подхода к воспитанию эрделей. Многие считают, что эрдель в прошлом — универсальная порода, а сегодня просто упрямый хулиган. Подавляющее число людей, обращающихся ко мне с вопросом о приобретении щенка, спрашивают об эрделе от «рабочих родителей». И я далеко не всегда могу им порекомендовать подходящий помет. Выставки собак, вообще, привлекают далеко не всех владельцев, а вот иметь послушную собаку хотят многие.

 

— Расскажите, пожалуйста, о своих пристрастиях, о любимых породах, о питомнике, о собаках, живущих в Вашем доме?

Моей  первой любимой собакой в 1985 году стал Ювенал Грифли (Юджин Юлш х Грейс Дайни). Он много выставлялся и побеждал на выставках в конце 80-х. От него родилось немало щенков, успешно выставлявшихся. В 1990 году я стала председателем секции эрдельтерьеров в Московском Городском клубе служебного собаководства (МГКСС), бывшего ДОСААФ. Но в рамках клуба разведение является массовым, а не элитарным, это больше «количество», чем «качество». И в 1993 году мы с моей подругой Юлией Лакатош создали при клубе питомник, который назвали «Константа Росс»: от слова «постоянство», «стабильность». Дальше встал вопрос: «с чего начать и как это сделать?».

Ведь у нас обеих в доме были любимые собаки, и взять в дом еще эрделей не было возможности. И тогда основной схемой племенной работы для нас стало совладение: мы приобретали нравящихся нам щенков для своих друзей, они жили в их домах, а мы занимались их выставочной карьерой, триммингом, разведением. Таким образом, мы получили возможность работать с большим количеством собак.

Сначала нужно было определиться с желаемым типом собак, необходимых нам для начала работы. В 1993 году мы приобрели в питомнике «Базидейл» (заводчик Тюрин) Базидейл Лэйди Лав (домашняя кличка «Лидка», Стронгфорт Подарок х Люсид, вл. Лакатош, Крендель).

После этого встал вопрос о кобеле. Мы хотели взять эрделя, который бы потом мог составить подходящую пару с Базидейл Лейди Лав. Выбор пал на Катерина’с Лэнд Карри Гарри (домашняя кличка «Гарик», от Интер. Чемп. Биг Леди’с Дуинг Инаф и Рэд Диадем’с Барби, вл. Сенашенко, Кузнецова).

Собаки оправдали наши надежды. Гарик начал свою выставочную карьеру с титула Лучшего Щенка крупной монопородной выставки, а Лидка с титула Лучшего Юниора. В дальнейшем Гарик выигрывал многие выставки. К самым почетным из его достижений мы относим победу на выставке «Евразия-96» и победу на «Best in show» ветеранов в Познани на чемпионате Европы в 2000 году.

Замечательные качества экстерьера и характера Лидки и Гарика стали причиной того, что в 1994 году нами были приобретены кобель от Люсид и сука из питомника «Катерина’с Лэнд». Ими стали Сироувэ (домашняя кличка «Сеня», Спикавей Мартел х Люсид, вл. Лакатош, Носенко) и Катерина’с Лэнд Делила (домашняя кличка «Дели», Биг Леди’с Манипулятор х Нюллокес Тина, вл. Лакатош, Крендель).

Первым из наших пометов с приставкой «Константа Росс» стал помет от Катеринас Лэнд Делилы, которую мы повязяли с молодым (речь идет о 1996 годе) перспективным кобелем из Канады Роллингстоун Тураша Визлав (вл. Стерлинг), который полностью отвечал нашим представлениям о желательном типе и характере эрдельтерьера. Из этого помета успешно выставлялись Константа Росс Домино (вл. Стерлинг, Бритикова) и Константа Росс Джоконда (вл. Лакатош,Стрункина). В дальнейшем в питомник вернулась дочь Константа Росс Домино, полученная в инбридинге на Роллингстоун Тураша Визлав I-II — Стерлинг Нан Парадиз для Константа Росс (вл. Сенашенко, Клюева).

От «нашей звездной пары», с самого начала предназначенной друг для друга — Катерина’с Лэнд Карри Гарри и Базидейл Лейди Лав — мы получили первоклассный помет, из которого хотелось особенно отметить двух собак — чемпиона России, Украины, Белоруссии, Национального клуба, Всеукраинского победителя Константа Росс Лунного Льва (вл. Лакатош, Солошенко)  и Чемпионку Мира, Чемпиона Италии, Португалии, России Константа Росс Лэсси Лору (вл. Москвитина).

Кроме того, от обоих наших кобелей, Сироувэ и Карри Гарри, мы оставляли в питомнике алиментных щенков от интересных для нас производительниц. Любителям породы хорошо известен Интерчемпион, чемпион России, Молдавии, Украины Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Национального клуба Шер Ешень для Константа Росс (домашняя кличка «Шершень», Сироувэ х Асти Шер, вл. Лакатош).

Выходили на ринги и имеют титулы многие дети Карри Гарри, Шершня, Лунного Льва. Мы продолжаем привозить щенков для своего питомника от собак, которые интересны нам по происхождению, экстерьеру и характеру.

В 1999 году нами была приобретена Скэрли Чародейка для Константа Росс (Бритам Пендрагон Рат Амон х Эйприл Лав, вл. Сенашенко, Данилина). От нее и от Катерина’с Лэнд Карри Гарри мы получили прекрасных щенков. В состав питомника вошла привезенная из Израиля Magic Queen of Nessland For Constanta Ross  (Big Lady’s Bisiness Man х Big Lady’s Magic Princess,  вл. Лакатош, Гавва).

А буквально месяц назад в Москву из Италии приехал сын чемпионки мира Константа Росс Лэсси Лоры и Интерчемпиона, 2х победителя «Crufts» Greenfield Captain Fantastic — Антарес фор Константа Росс (вл. Лакатош). С осени начнется его выставочная карьера на рингах Москвы.

В 2000 году в моей жизни произошли изменения — эрдели перестали быть единственными и неповторимыми. Волею случая у меня появился мягкошерстный пшеничный терьер Iulius Planus Enterophilus (Ch. Reproduttore Norvegian Wood x Ch.Europa-98, It, Interra Iulius Planus Agnolottina, импорт Италия).  Филя открыл для меня новый мир. Оказывается, кроме эрделей есть еще одна удивительная порода. Своими мягкостью, забавностью и послушанием Филя радует меня каждый день. Удовольствие от общения с ним даже больше, чем радость за его выставочные успехи! Хотя и последние немаленькие. За этот год Филя стал Чемпионом России, Украины, Белоруссии, Израиля, Национального клуба. От него родилось 3 помета маленьких пшеничек.

Кроме того, на протяжении практически всего прошло года в моем доме жил удивительный пес — жесткошерстный фокстерьер Строззаволпе Акуна Матата. Он прибыл в Россию из Италии в аренду сроком на один год. Этот фокс заставил меня пересмотреть мое отношение не только к породе, но и к охотничьим собакам в целом.  Умница и красавец  Матяша радовал всю нашу семью своим необыкновенным послушанием и интересными повадками. Но, увы, год пролетел незаметно, закончился срок аренды, а значит, пришло время расставания.

В настоящее время у меня в доме живут пшеничный терьер Филя и мопс Тапся (увлечение моей младшей дочки). В прошлом году, в возрасте 12 лет, не стало нашей очень любимой ротвейлерши Рэсси (собаки моего мужа), мы все еще скучаем по ней, но другого ротвейлера заводить не будем.

Какие собаки будут жить в моем доме в дальнейшем, пока не знаю, трудно загадывать наперед. Мне нравятся очень многие, но все они — терьеры: скаи, фоксы, норфолки, керны. Вот только начальный список тех пород, о которых я мечтаю!

 

— Что Вы могли бы пожелать читателям журнала и самому журналу…

— Это так замечательно, что на Урале выходит специализированный журнал по терьерам! Очень приятно, что в журнале так много статей, интересных для любителей  самых разных терьеров, что для него пишет так много самых разных авторов. Конечно, хочется пожелать сохранить разнообразие и злободневность тем, добавить «цвета», актуальных материалов. А главное пожелание всем, кто делает «Терра Терьера» — это обеспечить себе финансовую независимость.

 

Беседу вела Галина МИКИТИНА

Журнал «Терра Терьера»

 

Сохранить и поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • Facebook
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Add to favorites
  • Print

Рубрики

Новые статьи

Архив статей

Метки